Исследование рынка шеринга электросамокатов [кикшеринг] в России. Сезон 2022
Рассказываем, как развивался рынок аренды электросамокатов в России в 2022 году
1. Ключевые выводы
- В 2022 году рынок кикшеринга в России продолжил активное развитие. Рост продемонстрировали все его основные показатели – объем, численность пользователей, размер флота и количество поездок.
- В новом сезоне продолжилась экспансия кикшеринга в регионы. В 2022 году кикшеринги работают уже в 163 городах и локациях России.
- Количество кикшеринговых компаний на рынке в настоящее время насчитывает порядка 40. Суммарное количество самокатов в их парке к концу сезона 2022 года составило 192 тыс. штук. За 2022 год их количество выросло на 77 тыс. или на 67%.
- Крупнейшими игроками на рынке являются Whoosh, Юрент и Яндекс. Их совокупная доля рынка в деньгах выросла в 2022 году до 94% по сравнению с 91% годом ранее.
- По нашим оценкам, в 2022 году объем российского рынка кикшеринга составил 13,3 млрд рублей, превысив показатели 2021 года на 64%.
- Сервисами кикшеринга в России в 2022 году пользовалось порядка 15,5 млн человек, за год ими было совершено около 103,5 млн поездок.
- В ближайшие годы мы прогнозируем дальнейший рост рынка за счет активного развития кикшеринга в городах присутствия, увеличения количества пользователей и частоты их поездок, а также за счет выхода в новые города, еще не охваченные кикшерингом.
- К 2025 году объем рынка, по нашим данным, достигнет 39,5 млрд рублей, увеличившись на 197,4% по сравнению с 2022-м. Общий парк кикшеринговых сервисов составит 439 тыс. самокатов. Клиентская база увеличится до 32,5 млн пользователей, которые совершат около 337 млн поездок.
- Оценки операторов кикшеринга в отношении объема рынка в деньгах в 2025 году существенно различаются и находятся в диапазоне от 28 до 70 млрд рублей. Среднегодовые темпы роста в 2023-2025 гг. , по прогнозам операторов, будут находиться в пределах от 28% до 74%.
- Оценки операторами количества поездок в 2025 году варьируются от 280 млн шт. до 460 млн шт, оценки среднегодового темпа прироста в период с 2023 года по 2025 год – от 41% до 64%
2. Основные игроки рынка
В настоящее время на рынке кикшеринга представлены порядка 40 компаний, крупнейшими из которых являются Whoosh, Юрент и Яндекс.
Доля в деньгах ТОП-3 компаний на рынке в 2022 году оценивается в 94%. По сравнению с 2021 годом влияние ТОП-3 компаний на рынок усилилось (в 2021 году их доля составляла 91%).
Юрент начал свою работу в Анапе и Сочи в 2018 году. По данным компании, в сервисе зарегистрированы около 9 млн человек, парк самокатов сервиса расширился до 85 000, а география присутствия теперь включает в себя 120 городов. В феврале 2022 года сервис стал частью экосистемы МТС и привлек 1,4 млрд рублей инвестиций.
Самокаты кикшеринга Whoosh впервые появились на улицах Москвы в апреле 2019 года. Сейчас аудитория сервиса расширилась до 11,9 млн, а 75 000 самокатов стали доступны для аренды в 37* городах России. В июне 2022 года Whoosh привлек 3,5 млрд рублей в первом раунде размещения облигаций на Московской бирже для рефинансирования банковского долга. В декабре 2022 года Whoosh привлек 2,1 млрд рублей в ходе IPO и начал торговлю акциями на Московской бирже.
* количество локаций указано с учетом объединения городов Московской и Ленинградской области в единые юниты
В 2021 году запустился кикшеринг Яндекс Go, самокаты которого стали доступны в Москве и Краснодаре. На сегодня парк самокатов Яндекс Go составил около 17 тысяч, а сервис теперь доступен еще и в Санкт-Петербурге и Туле. В декабре 2022 года сервис презентовал электросамокат собственной разработки.
Кроме трех крупнейших игроков на рынке представлено не менее 36 компаний, в числе которых Карусель, lite, Molnia, E-motion, ToGoSharing.
3. Главные события 2022 года
В феврале 2022 года Юрент привлек более 1,4 млрд рублей и стал частью экосистемы МТС, не прекращая сотрудничество с Ситимобил. Группа МТС в качестве лид-инвестора вложила 740 млн рублей, венчурный фонд VEB Ventures Группы ВЭБ.РФ – 650 млн рублей. С 25 марта в подписке МТС Premium появилась скидка на самокаты Юрент.
К концу сезона Юрент увеличил парк на 42% — до 85 тысяч самокатов. Расширилась и география присутствия — как за счет собственной экспансии, так и за счет роста числа партнерских городов. Всего на конец 2022 года сервис работал в 120 городах – это самая массовая представленность кикшеринга по количеству городов в одной стране в мире. В 2022 году Юрент запустился почти во всех городах Московской области, запустил много новых городов и территорий в Сибири и на Юге страны. Самые крупные по размеру парка из них: Москва, города Московской области, Санкт-Петербург, Сочи, Адлер, Краснодар. По итогам сезона 2022 пользователи Юрент сделали более 30 млн поездок, количество зарегистрированных в сервисе пользователей выросло до 9 млн человек.
Кикшеринг Whoosh в 2022 году выбрал другой формат привлечения финансирования и в июне провел первый раунд размещения облигаций на Московской бирже на сумму 3,5 млрд рублей. В декабре 2022 года Whoosh привлек 2,1 млрд рублей в ходе IPO и начал торговлю акциями на Московской бирже.
Парк Whoosh в России в 2022 году вырос почти в два раза по сравнению с сезоном 2021 года — с 45 тысяч до 75 тысяч самокатов. Количество городов и локаций присутствия сервиса за 2022 год выросло до 37. В число новых территорий вошли Анапа, Владивосток, Иркутск, Калининград, Кемерово, Липецк, Омск, Оренбург, Тверь, Хабаровск, Чебоксары, Ярославль. Whoosh также увеличил присутствие в городах Московской и Ленинградской области. В конце 2021 года в активе оператора было 24 города. За 9 месяцев 2022 года на самокатах сервиса совершили 46,6 млн поездок, аудитория превысила 11 млн пользователей. Согласно отчетности компании, рост выручки за 9 месяцев 2022 года к 9 месяцам 2021 года составил 70%. Рентабельность по EBITDA за 9 месяцев 2022 года составила 58%. В июне Whoosh запустился в Казахстане и Беларуси (суммарный парк по СНГ — 82 тысячи самокатов), а в июле 2022 стало известно, что сервис продал бизнес в Европе из-за санкций и невозможности осуществлять операционную деятельность из России.
Яндекс Go в этом году увеличил парк более чем в три раза — с 4-5 тысяч электросамокатов в конце 2021 года до 17 тысяч единиц в июне 2022 года. В декабре сервис презентовал собственный электросамокат и стал первым оператором микромобильности, который будет использовать модели самокатов собственной разработки. Также сервис расширил географию присутствия, запустив самокаты в Санкт-Петербурге и Туле вдобавок к Москве и Краснодару.
Подробная хронология развития рынка кикшеринга с момента запуска
в России рассматривается в конце исследования.
4. Рынок сейчас
4.1. Продуктовые тренды
4.1.1. Экосистемы и партнерства
В 2022 году наблюдается заметный тренд на экосистемное развитие компаний кикшеринга. Теперь клиенты могут выбирать сервисы самокатов исходя из того, какой экосистеме они отдают предпочтение, и получать от этого различные бонусы.
Мировой опыт показывает, что экосистемные интеграции являются мощным драйвером роста для сервисов кикшеринга (например, Bolt, Lime) – в этих сервисах микромобильность существует не сама по себе, а предлагает пользователям выбор из удобных сервисов «на каждый день» – будь то сервисы городской мобильности или развлечений.
В этом году Юрент стал частью экосистемы МТС, и пользователи подписок МТС Premium и Юрент Plus могут арендовать самокат со скидкой. В сентябре Юрент запустил городскую подписку «Юрент Сити». Она объединяет скидки и выгодные предложения от Юрент, такси Ситимобил, каршеринга Ситидрайв и сервиса аренды пауэрбанков «Бери Заряд!». В мае 2022 года самокаты Юрент появились на картах приложения 2ГИС: до любого из них стало возможным построить маршрут, чтобы забронировать и начать поездку. В сентябре 2022 года 2ГИС удалили из App Store, и пользователи iOS теперь не смогут скачать приложение. Так, возможности интеграции сервисов стали недоступны для большой части аудитории кикшеринга. Причиной удаления 2ГИС могло стать приобретение 72% сервиса находящимся под санкциями Сбером в 2020 году. Юрент первым среди операторов сделал полную интеграцию с приложением «Московского транспорта» – там можно не только забронировать, но и оплатить самокаты сервиса. Также продолжает действовать интеграция с сервисом такси Ситимобил.
В сентябре Юрент договорился о партнерстве с программой СберСпасибо – пользователи могут покупать бонусные пакеты для оплаты поездок. А также запустил продажу полугодовых и годовых подписок на Юрент (за них можно было в том числе получить кешбэк в Тинькофф).
Самокаты Яндекс Go стали органичным дополнением к экосистеме Яндекса. Теперь в Яндекс Картах можно проложить маршрут для самоката по велодорожкам и в объезд лестниц и озвучить его с помощью голосового помощника Алисы. Предполагается, что это поможет пользователям оптимально и безопасно спланировать маршрут, при этом меньше отвлекаясь на телефон по дороге. Кроме этого кикшеринг стал дополнительной опцией подписки Яндекс Плюс. В следующем сезоне самокат можно будет забронировать прямо в приложении Яндекс Карты.Whoosh вместе с Тинькофф сделали несколько интеграций за сезон. Так, в приложении банка можно было оформить подписку по выгодной цене по «одной кнопке», без перехода в приложение Whoosh; в августе и сентябре кешбэк на Whoosh появился в повышенной категории месяца, а в ноябре можно было купить годовую подписку с кешбэком.
4.1.2. Подписки и абонементы
В 2022 в кикшерингах наблюдается тенденция на появление динамического ценообразования и подписок, пакетных предложений и бонусных программ. Обычно цена поездки складывается из цены за старт, и далее тариф считается поминутно (например, 50 рублей за старт и далее 5 рублей в минуту). Подписка убирает стоимость старта и делает поездки дешевле.
Появление подписок и абонементов привело к изменению модели пользования кикшерингами: по итогам сезона владельцы подписок совершают в среднем 50% всех поездок, составляя при этом 30% от всех пользователей кикшерингов.
Также необходимо отметить, что в 2022 году некоторые операторы ввели динамическое ценообразование — теперь цена зависит от спроса и меняется в течение дня.
4.2. Безопасность
Блок «Безопасность» подготовлен совместно с «Ренессанс страхование»
4.2.1. Аварийность
При исследовании рынка нам удалось получить данные о страховых случаях. К ним относятся не только серьезные ДТП: по данным компании Юрент, 80% инцидентов относятся к «лёгким», вроде падения с самоката из-за неосторожности.
Среднее количество страховых случаев на 100 000 поездок составляет 1,4, большинство из которых не являются ДТП.
По нашим данным, в 2021 году количество страховых случаев составляло более 2 случаев на 100 000 поездок.
По данным Группы «Ренессанс страхование», ключевого игрока рынка страхования кикшеринга в России, экспоненциальный рост популярности кикшеринга в стране не сопровождается кратным увеличением количества аварий. Аналитики компании отмечают более чем 70% рост страхования поездок на самокатах за 9 месяцев 2022 года по сравнению с 9 месяцами 2021 года, при этом количество ДТП не изменилось за аналогичный период и составляет существенно ниже 1% от общего числа поездок. В общем числе несчастных случаев, произошедших с пользователями кикшеринга, преобладают травмы легкой и средней тяжести.
При этом компания «Ренессанс страхование» активно поддерживает инициативы операторов кикшеринга и сама постоянно находится в поиске технологий и проектов, которые позволят снизить аварийность на дорогах.
По данным Whoosh, большинство ДТП с самокатами связаны с нарушениями пересечения дороги — на красный, не на переходе, не спешившись. И почти в половине случаев это связано с нарушением также со стороны водителя авто — не остановился на переходе, превысил скорость.
По данным МВД, за девять месяцев 2021 года произошло 416 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащённых электродвигателем (СИМ). В них погибли 10 и получили ранения 438 человек. 10% аварий, или примерно 41 ДТП, происходило с участием арендных самокатов.
За девять месяцев 2022 года МВД зарегистрировало 838 ДТП с участием СИМ, в которых погибли 19 человек и 870 получили ранения. За тот же период прошлого года ведомство зафиксировало всего 416 аварий, то есть их количество выросло в два раза. Более чем в двух третях случаев, или 67,6%, ДТП происходили на СИМ, принадлежащих физическим лицам. Ещё
32,4% происшествий, или около 271 ДТП, относятся к средствам, принадлежащим хозяйствующим субъектам — например, кикшерингам и службам доставки. Точный процент, приходящийся на долю кикшеринга, МВД не предоставляют, но, по нашим оценкам, он составляет менее 10% от общего количества ДТП с участием СИМ. При рассмотрении этих данных необходимо помнить о том, что количество поездок на кикшеринге выросло на 84% по сравнению с 2021 годом.
Данные показывают, что правила кикшерингов продолжают работать на снижение аварийности, несмотря на рост их аудитории, и позволяют снижать её по мере развития сервисов.
4.2.2. Изменения в ПДД
Основной проблемой для безопасности в 2021 году МВД называло правовой вакуум, из-за которого ведомство не может регулировать использование новых видов транспорта. В то время некоторые города по примеру столицы на местном уровне начали ограничивать максимальную скорость электросамокатов и установили особые зоны, в которых самокаты должны замедляться или в которых перемещение на кикшеринге запрещено. В Москве с 2019 года существует оферта, по которой регулируется деятельность операторов аренды: например, в ней устанавливаются правила парковки, регулируются медленные зоны и равномерное распределение самокатов по городу. В ней также описаны технические требования к самокатам, ограничения скорости и общие условия использования.
Тем не менее, регулирование не было закреплено на федеральном уровне, и каждый город и регион устанавливал нормы работы с самокатами индивидуально или не устанавливал их вовсе. Чтобы решить эту проблему, правительство РФ в октябре 2022 года утвердило поправки в ПДД для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), они вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Основные изменения в ПДД:
- СИМ выделены в отдельную категорию в ПДД
- Разрешено движение по тротуару и велодорожке
- Максимальная скорость – 25 км/ч
- Разрешено совмещенное с пешеходами передвижение СИМ весом до 35 кг
- Пешеходы в движении получают приоритет перед СИМ
- Электросамокаты не относятся к категории мопедов, не являются объектами технического регулирования, для них не нужны права
- Разрешено движение по правому краю проезжей части при отсутствии/недостаточной ширине тротуара, если поток машин медленнее 60 км/ч.
Езда на электротранспорте теперь может регулироваться специальными дорожными знаками. Решение об их установке будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры. Значение таких знаков официально закрепили в поправках к ПДД. Также новые нормы регулируют приоритезацию выбора зон для движения.
Новые поправки важны с точки зрения решения потенциальных конфликтов. Теперь людей на СИМ нельзя считать пешеходами или водителями скутеров, их права и обязанности зафиксированы в ПДД как для пользователей самостоятельного вида транспорта. Новые требования совпадают с правилами кикшерингов, но распространяются и на частные самокаты, что в перспективе позволит снизить аварийность на дорогах.
Например, на нее может повлиять запрет ездить на СИМ вдвоём или в состоянии алкогольного опьянения, за что теперь будет предусмотрен штраф. Среди других особенностей поправок – разделение пользователей по возрастам и доступным для них зонам поездок. Например, дети младше семи лет не могут ездить на самокатах без сопровождения взрослых, а выезжать на проезжую часть велосипедной зоны или полосы велосипедистов можно только с 14 лет.
В декабре в России также утвердили новый ГОСТ для производства электронных средств индивидуальной мобильности (ЭСИМ): электросамокатов и моноколес. Он вступит в силу с февраля 2023 года и будет необязательным, но позволит соблюдающим его компаниям сообщать об этом покупателям. В документе утвердили следующие нормы для ЭСИМ:
- Конструктивное ограничение максимальной скорости ЭСИМ на отметке 25 км/ч во время производства;
- Оснащение системами геолокации для автоматического замедления в парковых зонах;
- Конструкция ЭСИМ, а также его батарей и аккумуляторов, должна исключать любой риск возгорания и механического повреждения;
- Устройства, способные набрать скорость в 25 км/ч, должны иметь фары и встроенный пешеходный режим с ограничением до 8 км/ч;
- Если ЭСИМ может двигаться задним ходом, его скорость не должна превышать 6 км/ч, а движение должно сопровождаться звуковым сигналом;
- Производители обязаны предусмотреть на технике установку ключей, замков, электронных средств управления для предотвращения угонов;
- Если есть системы самобалансирования, их неисправность должна сопровождаться визуальным, звуковым или вибрационным сигналом.
Кикшеринги Яндекс Go, Юрент и Whoosh уже заявили, что их самокаты соответствуют нормам принятого ГОСТа. Юрент также добавил, что документ может стать первой ступенью к формированию обязательного технического межгосударственного регламента. Стандарт также могут использовать в госзакупках.
4.2.3. Информационные кампании и обучение
Сами сервисы кикшеринга уже не первый месяц проводят информационные кампании и уроки вождения по всей стране. Операторы вводят медленные зоны с ограничением скорости, а также разрабатывают новые способы сделать самокаты более безопасным видом транспорта.
Whoosh в 2022 году начал тестировать систему, определяющую наличие более чем одного человека на самокате. Официально поездки вдвоём запрещены правилами, но на улицах всё равно можно встретить игнорирующих ограничение пользователей.
Компания также считает, что дополнительно к поправкам в ПДД теперь нужно рассказывать о них людям и объяснять этику вождения. В 2022 году сервис проводил школы вождения, которые офлайн прошли более 7 тысяч человек в 20 городах России, и публиковал обучающие ролики. Сервис также запустил онлайн-курс вождения, который прошло уже более 1 млн человек.
Юрент в этом году продолжил обучать людей вождению с помощью своих консультантов в популярных местах более чем 20 городов. Он организовывал образовательные мероприятия совместно с региональными администрациями, ГИБДД и парками, где есть самокаты сервиса. Кикшеринг также сотрудничал со столичным Дептрансом и вместе с ЦОДД проводил уроки в школах. В конце сентября сервис также начал вести работу в университетах.
Яндекс Go перед первой поездкой пользователя показывает ему инструкцию по безопасной езде на электросамокате. Голосовой помощник Алиса проговаривает правила безопасности перед началом каждой аренды: например, что нельзя брать самокат после употребления алкоголя или вставать на него вдвоём. Алиса также напоминает, что безопасней кататься в защитных шлемах: в этом сезоне Яндекс предоставлял скидки на поездку, если пользователь отправлял селфи в шлеме в службу поддержки.
В этом году в Санкт-Петербурге Яндекс Go совместно с Комитетом по транспорту также впервые провел курс лекций для механиков сервиса. Этот образовательный проект разработан специально для повышения культуры поездок и безопасности участников движения.
Кикшеринг Карусель в 2022 году проводил живое обучение в разных городах, а промоутеры сервиса lite вблизи популярных точек аренды помогали осваивать электросамокаты новым пользователям. Они также напоминали о базовых правилах тем, кто уже умеет кататься. Всем, кто арендует электросамокат, lite предлагает посмотреть короткие видеоинструкции в приложении — они призваны сделать поездку комфортной и безопасной.
4.2.4. Мировая практика
Количество ДТП с участием самокатов растёт не только в России. В исследовании от мая 2022 года аналитики сопоставили аварийность СИМ с регулированием на примере ряда европейских стран. Исследование показало, что большинство государств ЕС со временем официально ограничили допустимую скорость самокатов и других электрических устройств до 20-25 км/ч, начали устанавливать минимальный возраст для поездок и регламентировать разрешенную мощность двигателей. Отчёты американских специалистов по медицине демонстрируют, что тяжесть травм на СИМ напрямую зависит от скорости поездки — то есть ограничение скорости было правильным решением.
Но, как отмечают исследователи, пользователи всё также продолжают получать специфические травмы на дороге, в первую очередь из-за отсутствия культуры ношения защитного снаряжения и шлемов. Решить проблему могло бы требование их обязательного ношения во время поездок. Повысить популярность защитного снаряжения также могут сервисы проката. По оценке исследователей, сейчас большинство европейских кикшерингов не занимаются привлечением внимания пользователей к проблеме безопасности в социальных сетях, хотя могли бы — как это уже делают российские кикшеринги.
Чтобы улучшить ситуацию на дорогах, ученые предложили продолжать дорабатывать правила поведения на дороге в сотрудничестве с региональными властями, а также:
- Добавить на корпус самокатов знаки поворота с управлением с руля и гудок;
- Прикреплять к самокатам идентификационные таблички, чтобы виновники аварий не могли избежать ответственности;
- Запретить поездки пользователям младше 14 лет;
- Ужесточить наказание за нарушение установленных правил;
- Сделать СИМ доступными для большего количества граждан через льготы, увеличение количества зарядных станций и информационные кампании.
В российских компаниях кикшеринга часть этих рекомендаций уже давно выполнена: так, например, у всех самокатов есть номера, а зарегистрироваться в сервисах могут только лица старше 18 лет. В то же время предложение запретить эксплуатацию из-за недостаточного количества велодорожек сложно назвать хорошим решением, так как в случае с регионами России запуск сервисов аренды может быть стимулом для появления соответствующей инфраструктуры.
5. Экономика
5.1. Объем рынка в деньгах
В 2022 году объем российского рынка кикшеринга составил 13,3 млрд рублей, превысив показатели 2021 года на 64% (в 2021 году рынок вырос в 3,2 раза к 2020 году).
В настоящее время рынок полностью не насыщен и есть потенциал для его увеличения.
5.1.1. Прогноз по объему рынка в деньгах к 2025 году
По нашим прогнозам, в ближайшие годы рынок постепенно приблизится к насыщению и в 2025 году достигнет величины 39,6 млрд рублей, то есть вырастет на 197,4% по сравнению с 2022-м.
Среднегодовой темп прироста в период с 2023 года по 2025 год составит 45%.
В рамках нашего исследования мы попросили ведущих игроков рынка кикшеринга поделиться с нами своими оценками и прогнозами по основным показателям рынка.
Оценки операторов в отношении объема рынка кикшеринга в 2025 году существенно различаются и находятся в диапазоне от 28 до 70 млрд рублей. Среднегодовые темпы роста в 2023-2025 гг. , по прогнозам операторов, будут находиться в пределах от 28% до 74%.
5.2. Поездки
В 2022 году было совершено 103,5 млн поездок. По отношению к предыдущему году их количество выросло на 88%.
5.2.1. Прогноз по объему рынка в поездках к 2025 году
В 2025 году количество поездок составит 337 млн. Среднегодовой темп прироста в период с 2023 года по 2025 год будет равен 49%. По отношению к уровню 2022 года количество поездок вырастет на 226%.
Оценки операторами количества поездок в 2025 году варьируются от 280 млн шт. до 460 млн шт, оценки среднегодового темпа прироста в период с 2023 года по 2025 год – от 41% до 64%.
5.2.2. Стоимость и структура поездок
Средняя стоимость одной поездки в 2022 году составила 128,5 рублей, снизившись на 35,5 руб. или на 21,6% по сравнению с 2021 годом. Причина уменьшения стоимости поездки заключается в снижении как продолжительности, так и стоимости одной минуты поездки.
Средняя продолжительность поездки в 2022 году снизилась на 19,7% и составила 17,6 мин. Средняя стоимость одной минуты составила 7,3 рубля, снизившись на 2,4%.
Согласно нашему прогнозу, тенденция уменьшения продолжительности наряду со снижением стоимости минуты поездки сохранится и в 2023-2025 годах.
В структуре рынка по типу поездок на долю рекреационного сценария в 2022 году пришлось 27%, на долю транспортного – 73%.
По данным операторов, в некоторых городах количество поездок по транспортному сценарию выросло до 80-95%, в Москве их доля в этом сезоне составила около 80%.
Пользователи стали чаще оформлять подписки и встраивать поездки на кикшерингах в свои ежедневные маршруты. В то же время средняя продолжительность поездок у сервисов кикшеринга в Москве снизилась до 15-20 минут, а расстояние — с примерно 4 до 2,8 км. Уменьшился также и средний чек.
5.3. Пользователи
5.3.1 Количество пользователей
В 2022 году наблюдается рост количества пользователей на фоне увеличения числа поездок на одного пользователя.
Общее количество зарегистрированных аккаунтов в 2022 году составило порядка 34 млн шт., превысив показатели 2021 года на 130% (в 2021 году количество зарегистрированных аккаунтов составляло 14,8 млн).
Один пользователь может быть зарегистрирован в нескольких приложениях одновременно. Поэтому количество уникальных пользователей заметно меньше и, по нашим оценкам, в 2022 году составляет 15,5 млн человек (+57% к предыдущему году).
5.3.2. Прогноз по количеству пользователей к 2025 году
Ожидается, что количество пользователей к 2025 году достигнет 32,5 млн человек, превысив показатели 2022 года на 109%.
Отметим, что оценки участниками рынка количества пользователей в 2025 году варьируются от 32 до 34 млн человек
5.3.3. Портрет пользователя
В 2022 году Департамент транспорта Москвы провел опрос и составил социальный портрет пользователя электросамокатов.
Результаты опроса:
- Мужчина — 81%;
- Средний возраст — 30 лет;
- Работает в офисе — 59%;
- Пользуется сервисом аренды больше года — 49%;
- Имеет водительское удостоверение — 44%;
- Работает в IT — 26%;
- Не имеет личного самоката — 73%;
- Арендует самокат каждую неделю — 56%.
В ходе опроса изучалось и то, как москвичи чаще всего используют самокат:
- активные пользователи арендуют самокаты больше 1 раза в неделю;
- в большинстве случаев электросамокат используют как самостоятельный вид транспорта;
- москвичи, у которых есть свой самокат, все равно пользуются шеринговыми электросамокатами.
Данные подтверждаются также результатами закрытого исследования Трушеринга, проведенного в августе 2022 года:
- из всех респондентов, активно пользующихся кикшерингом, 46,5% соответствует возрастной группе 21-30 лет
- кикшеринг не заменяет полностью, а дополняет другие виды транспорта для 76% респондентов
- чаще всего самокат используют в качестве транспорта последней мили — 65,5% (+20% от 2021 года)
Кикшеринг Whoosh видит огромный потенциал роста в РФ из-за пока низкой доли активных пользователей: от совокупного населения РФ она пока ниже, чем в ЕС и США. Количество самокатов на 1 тысячу человек даже в самых насыщенных городах РФ тоже ниже, чем в городах ЕС и США.
5.4. Флот
5.4.1. Количество самокатов
Парк самокатов в 2022 году вырос на 67% к уровню 2021 года и достиг 192 тыс. единиц. В настоящее время на 1000 жителей в среднем по всей России приходится 1,3 самоката.
5.4.2. Прогноз по флоту к 2025 году
По нашим прогнозам, к 2025 году парк самокатов вырастет до 439 тыс. штук (+129% к уровню 2022 года при среднегодовом темпе прироста в 2023-2025 гг. равном 32%), а количество самокатов на 1000 жителей России увеличится до 3.
По прогнозам операторов, в 2025 году парк самокатов будет насчитывать от 375 тыс. штук до 439 тыс. штук. Оценки среднегодового темпа прироста операторами в период 2023-2025 гг. варьируются от 25% до 32%.
5.4.3. Модели
В 2022 году основные модели самокатов у крупнейших кикшерингов практически не поменялись. Так, у Юрента большая часть парка по-прежнему состоит из устройств Ninebot и OKAI, а конкретно моделей Ninebot Max Plus и OKAI 200.
Whoosh, кроме Ninebot MAX Plus, начал использовать самокаты OKAI ES 600 — таким образом компания диверсифицирует поставщиков. Кроме того, на черноморском побережье у Whoosh есть небольшой парк электровелосипедов Ninebot.
Яндекс Go использует в своем парке самокаты последней модели Ninebot Max Plus 2022 года выпуска. По данным компании, они уже оборудованы согласно новым требованиям ПДД и не нуждаются в доработках. В декабре Яндекс также представил первый собственный электросамокат из магниевого сплава и с широкой платформой. Модель должна пополнить парк кикшеринга с весны 2023 года.
5.4.4. Эксперименты
Из новинок сервисы представили, например, трёхколесные самокаты — их тестировал Юрент. Такие устройства умеют самостоятельно распознавать препятствия и передвигаться автономно или с дистанционным управлением. Беспилотные самокаты могут сами приехать на парковку или в пункт обслуживания, но пока остаются лишь экспериментом.
В 2022 году Юрент также начал тестировать электрические карго-велосипеды для перевозки батарей электросамокатов. А также компания успешно протестировала самокаты с установленными на них ящиками для перевозки батарей. В следующем сезоне их планируется массово использовать в Москве.
В недавней презентации для инвесторов Whoosh рассказал, что планирует создать собственный самокат российской сборки Whoosh Scooter v0.1 и представить его уже в 2024-2025 году. Ожидается, что он получит съемную батарею собственной разработки с функцией быстрой зарядки, IoT модуль v5.0 с поддержкой сети 4G, компьютерное зрение и датчики, а также умную панель с беспроводной зарядкой телефона и интеграцией приложения. В 2023 году парк компании будет обновлен усовершенствованной моделью на базе самоката Ninebot.
Кикшеринг Яндекс Go в 2022 году начал тестировать самокаты с отсеком для перевозки аккумуляторов в сиденье. Такие модели можно использовать, чтобы подзаряжать устройства в местах, куда сложно подъехать на машине. По данным компании, тесты прошли успешно, и такой способ перевозки аккумуляторов является безопасным.
5.5. Рабочие места
Сервисы аренды электросамокатов — развивающаяся отрасль, создающая новые рабочие места. В расчете на каждую тысячу самокатов приходится около 30-40 человек, которые их обслуживают. Количество рабочих мест, которые создает отрасль кикшеринга, уже сопоставимо с населением небольшого города России.
При общем флоте в 191 тысячу электросамокатов в отрасли занято по нашим подсчетам примерно 5 700 человек.
6. География
В 2022 году кикшеринги работают более чем в 200 локациях России. В новом сезоне продолжается экспансия в регионы: кикшеринги открылись в Ангарске, Архангельске, Брянске, Дзержинске, Ижевске, Нижневартовске, Нижнем Тагиле, Подольске, Саранске, Старом Осколе, Сургуте, Твери, Тольятти, Чебоксарах, Шахтах и других городах.
Целевая аудитория кикшеринга – это трудоспособное население городов с численностью населения 100+ тыс. человек. В России таких городов, по данным Росстата, 168.
На текущий момент кикшеринг представлен в 137 городах 100+ из 168. Суммарная численность населения данных городов — 70,7 млн человек, в том числе численность потенциальной аудитории – порядка 40,5 млн человек.
В городах присутствия кикшеринга среднее количество самокатов в 2022 году составляет 2,7 самоката на 1000 жителей. Мы ожидаем рост данного показателя к 2025 году до 6, исходя из показателей аналогичных по климату и инфраструктуре европейских городов, с коррекцией в меньшую сторону в связи с геополитической обстановкой и более низким уровнем инфраструктуры в регионах РФ.
Кикшеринг в настоящее время не представлен в 31 российском городе с населением 100+ тыс. человек и общей численностью населения 5,0 млн, из которых 2,9 млн приходится на долю потенциальной аудитории.
По нашим прогнозам, в городах 100+ тыс., в которых на текущий момент не присутствует кикшеринг, количество самокатов на 1000 жителей будет составлять 3 шт.
Общая численность потенциальной аудитории в городах 100+ составляет 43,3 млн человек, при этом реально достижимая потенциальная аудитория составляет порядка 32,5 млн чел (75% от потенциальной аудитории).
7. Взаимодействие с властями
7.1. Местное регулирование
Городская политика остаётся одним из главных факторов, влияющих на адаптацию СИМ. В Москве с 2019 года действует специальная оферта для операторов кикшеринга. В ней прописаны технические требования к самокатам, ограничения скорости, общие условия использования и правила работы для компаний. Это соглашение постоянно дополняется и пересматривается: например, в июне прошлого года парк самокатов для каждого оператора увеличили до 10 тысяч единиц техники (в 2022 этот лимит был увеличен до 15 000), обязали операторов самостоятельно устанавливать новые парковки, изменили правила распределения по зонам — чтобы СИМ были не только в центре.
Оферта в Москве – это некая договоренность, которая позволяет организовать стабильную работу сервисов, обеспечивает равномерное покрытие районов города и стандарты обслуживания и безопасности. Но иногда принятие такого соглашения осложняется нежеланием и/или действиями глав регионов. Такое произошло, например, в Санкт-Петербурге. После нескольких резонансных ДТП в июне 2021 года следователи провели обыски у операторов кикшеринга и возбудили шесть уголовных дел о причинении вреда здоровью по неосторожности и хулиганстве.
Следственний комитет посчитал, что одна из компаний действовала «из корыстных побуждений, пренебрегая безопасностью иных участников движения». Позже сервисы фактически вынудили согласиться на выставленные городом условия работы и подписать соглашение с комитетом по транспорту.
Давление и недопонимание между региональными властями и операторами кикшеринга продолжилось и в 2022 году. Примером стал конфликт сервисов Whoosh и Юрент с мэрией Новосибирска. Формальным поводом для разбирательств оказался факт того, что кикшеринги начали работать в городе до того, как официально завершили процедуру оформления земельных участков под парковку.
В мае сотрудники администрации решили конфисковать технику у Центрального парка города, но часть устройств убрали до их приезда. В итоге они успели выписать протоколы только на два самоката Whoosh и часть местного парка Юрент.
Позже власти города заявили, что представители Юрент помешали процедуре изъятия и из-за их действий якобы пострадала сотрудница мэрии. В самом кикшеринге обвинения отвергли и сообщили, что это их сотрудник пострадал при попытке должностного лица забрать из его рук неопечатанное устройство. Чтобы избежать дальнейшего конфликта, в Юрент приняли решение временно убрать самокаты с улиц города. После согласования парковочных мест с городом (126 парковок на муниципальной земле) сервис вернул технику на улицы.
Позже история дополнилась решением местных сотрудников ГИБДД штрафовать пользователей самокатов Юрент за отсутствие водительских прав на самокаты и подачей взаимных исков в суды.
В октябре Железнодорожный суд Новосибирска отменил штраф одному из пользователей Whoosh, которого пытались признать нарушителем за езду без прав. Суд также признал, что самокаты сервиса нельзя признать мопедом, так как они имеют мощность до 150 Вт и ограничение скорости до 25 км/ч. После принятия поправок в ПДД такие ситуации больше не должны повторяться, так как теперь понятие СИМ и их характеристики зафиксированы законодательно.
В целом конфликт наглядно продемонстрировал основные проблемы кикшерингов на российском рынке: неготовность властей регионов к нововведениям и отсутствие подготовленной городской инфраструктуры, даже на уровне велодорожек.
Среди других разбирательств этого года выделился конфликт сервиса Whoosh с администрацией Набережных Челнов. Кикшеринг и руководство города не смогли решить вопрос с оформлением мест парковки электросамокатов, и это привело к временной конфискации самокатов. Позже технику вернули владельцам, но не на улицы.
По данным Whoosh, администрация города изначально игнорировала любые попытки построить диалог до запуска сервиса, а после — без каких-либо законных оснований и документов Исполком изъял часть самокатов с улиц. Официально причина такого вмешательства звучала как «несовершенство инфраструктуры и большая аварийность», но это утверждение не было подкреплено фактами.
В целом этот год отметился меньшим количеством конфликтов, чем предыдущий: в 2021 их было как минимум 5 против 2 основных в 2022. Это позволяет сказать, что напряженность между властями и операторами кикшеринга постепенно идёт на спад.
7.2. Влияние на городскую среду
Немногочисленные конфликты (несколько городов из 170 – это действительно немного) не повлияли на тренд адаптации городской среды к растущему спросу на микромобильность. Так, например, с января по август 2022 года в Москве появилось 58 новых велоучастков в 10 районах города, благодаря чему их протяженность в городе увеличилась до 448 км. За текущий год столица обогнала по длине этих полос Копенгаген, в котором их проложено около 400 км, и уверенно приближается к Амстердаму, где общая длина велодорожек составляет больше 515 км.
По оценке кикшеринга Юрент, в сезоне 2022 года электросамокаты окончательно закрепили за собой статус городского транспорта не только в мегаполисах. Теперь около двух третей пользователей в опросах заявляют, что используют электросамокаты как транспорт последней мили. Востребованность этого способа передвижения также проявляется в местах, где нет других видов городского транспорта.
По данным кикшеринга, за два года он установил за свой счёт более 1300 велопарковок в Москве и Московской области. Всего за этот период в Москве три оператора установили более 3 тысяч парковок для самокатов: почти 1386 парковок за 2021, и 1905 за 2022 год.
Юрент также профинансировал ряд проектов по строительству велодорожек и разметки парковки в Санкт-Петербурге. Whoosh, Юрент и Matur.city оплатили строительство велодорожки на полкилометра в подмосковном Красногорске.Whoosh в 2022 году активно инвестировал не только в образование пользователей самокатов, но и в аккуратность присутствия самокатов на парковках. Компания согласовывала и наносила разметку на места парковки электросамокатов. Так в Томске, Новосибирске, Хабаровске, Уфе, Казани, Екатеринбурге была согласована разметка более 800 парковочных зон. Эта практика позволяет контролировать размещение самокатов в точке — пользователю проще понять, где самокат не будет мешать пешеходам. В 2023 году практика разметки парковок для самокатов будет масштабирована на остальные города.
8. Проблемы и риски
8.1. Регулирование
Одной из ключевых проблем кикшеринга долгое время оставалась регуляторика, начиная от непонимания и конфликтов с региональными властями и заканчивая долгим отсутствием понятия “СИМ” и связанных с ним норм в ПДД. Несмотря на принятые поправки, рынок ещё может столкнуться с рядом рисков, которые можно поделить на проблемы федеральной и локальной регуляторики.
Если говорить о локальном регулировании, проблемы могут возникнуть в одном из двух случаев: если городские власти полностью отстранятся от регулирования самокатов, или если они начнут излишне регулировать отрасль в рамках своего региона.
Как показала практика, московская оферта остаётся образцом работы для властей других регионов, а её положения в части ограничения скорости оказались прообразом теперь уже общих норм ПДД. Если в новых для кикшерингов городах власти будут игнорировать опыт Москвы, это может привести к полному хаосу, когда работа будет затруднена, например, из-за неравномерного заполнения города самокатами.
При разработке собственных норм регулирования в городах может сформироваться ситуация, схожая с прошлогодним кризисом в Казани. Тогда местные власти фактически запретили использовать кикшеринг почти на всех улицах города и начали чрезмерно давить на операторов арендных самокатов.
С точки зрения рисков на федеральном уровне, помешать дальнейшему развитию кикшеринга может сильное ужесточение правил использования СИМ. Например, если в следующих поправках к ПДД пользователей самокатов обяжут носить шлемы и другую защитную экипировку. Это увеличит операционные затраты и резко изменит паттерн использования кикшерингов.
Но в целом такой риск развития событий маловероятен: нынешние поправки достаточно долго согласовывались различными государственными структурами и ведомствами и сейчас устраивают всех участников рынка.
8.2. Геополитическая ситуация
Из-за февральских событий отдельным большим риском для рынка оказалась геополитическая ситуация. На фоне кризиса возникло сразу несколько крупных проблем: одной из первых можно назвать отъезд платежеспособной аудитории. Непонятно, насколько существенным он окажется, но его влияние могут усилить и другие факторы: снижение объема финансирования, смещение фокуса городских властей с развития инфраструктуры для СИМ на другие задачи, потенциальные проблемы с закупками. С последним кикшерингам пока удается справляться без особых проблем.
Как отметили в Whoosh, геополитика и санкции пока не повлияли на уровень спроса в сервисе, при сравнении год к году заметен значительный рост по количеству поездок и количеству пользователей. Компания также отметила, что большая доля экономически активного населения в РФ может позволить себе поездки на самокатах при относительно низком среднем чеке в сравнении с такси и каршерингом.
По данным Юрента, из-за кризиса сервис столкнулся только с логистическими проблемами по доставке самокатов в Россию. У кикшеринга Карусель на какое-то время увеличились сроки доставки техники и запчастей, ему также пришлось разбираться с вопросами, связанными с оплатой зарубежных сервисов. lite закупил самокаты для этого сезона и необходимые запчасти ещё в начале 2022 года. После санкций кикшеринг отметил перебои в поставках запчастей, связанные с перестройкой логистических цепочек, но задержки не были критическими.
Нынешняя ситуация также помешала игрокам реализовать планы по выходу на западные рынки. Так, после февральских событий Whoosh пришлось отказаться от запуска в Португалии, Венгрии и Польше и продать «условно почти запущенный» бизнес эстонскому владельцу кикшеринга Prime Лаури Труве.
В то же время компания начала работу в Беларуси и Казахстане.
8.3. Техника и ПО
В условиях введенных санкций кикшеринги могли столкнуться с проблемами ввоза новых самокатов и запчастей для старых моделей. Тем не менее, сервисы смогли довольно быстро адаптироваться к новым условиям.
Несмотря на санкции, большая часть парка Юрент всё ещё состоит из самокатов Ninebot Max Plus и OKAI 200, которые доказали свою эффективность и безопасность на международном рынке. После февраля компании только пришлось перестроить логистику, но в результате она стала даже чуть более эффективно доставлять технику и запчасти из Китая.
Whoosh, в свою очередь, кроме Ninebot MAX Plus в 2022 году эксплуатировал самокаты OKAI ES 600. Также, по данным Whoosh, им удалось избежать перебоев в поставках благодаря работе с Китаем. Ранее в своих самокатах кикшеринг использовал чипы от американского производителя STM, но из-за проблем при их заказе решил перейти на процессоры китайского производства.
Одной из сильных сторон у кикшерингов оказалось использование собственного ПО — оно позволило избежать рисков внешней блокировки после санкций. Таким образом, с точки зрения техники и программной основы кикшерингам удалось адаптироваться к новым реалиям без особых проблем.
8.4. Медленное развитие инфраструктуры
Основным драйвером роста кикшеринга в 2022 году остаются транспортные поездки. В этом сезоне самокаты стали чаще использовать как транспорт последней мили, но для их дальнейшего развития в качестве вида транспорта также необходим рост подходящей для использования велоинфраструктуры.
На данный момент рост парка кикшерингов обгоняет появление новых велодорожек и парковок, а другие дорожные покрытия, по которым по новым правилам ПДД можно передвигаться на электросамокатах, нередко бывают низкого качества. Все это в перспективе может привести к замедлению роста из-за неготовности инфраструктуры принять ещё больше самокатов. В особенности проблема сейчас касается небольших городов с населением от 100 тысяч до 1 млн человек.
В том числе за счёт небольших городов индустрии сейчас удаётся расти и продолжать географическую экспансию. Инфраструктурные проблемы могут встать на пути этого направления, затормозив общий рост рынка — риски будут зависеть в том числе от регулирования.
8.5. Динамика рисков прошлого года
В 2021 году среди возможных рисков операторы также отмечали кадровый голод и демонизацию сервисов в информационном поле. Новостям о кикшерингах и самокатах в целом придавали негативную окраску, постоянно упоминая их в контексте аварий.
В 2022 году эти риски не являются существенными. Помимо того, что индустрия стала сталкиваться с меньшим количеством конфликтов, на этот ослабевающий негатив в сторону самокатов могли повлиять и поправки в ПДД наряду с улучшением регулирования со стороны сервисов.
9. Прогнозы
Российский рынок кикшеринга обладает большим потенциалом для роста. Количество самокатов на тысячу человек в России существенно ниже, чем в Европе и США. При этом потенциальное количество пользователей кикшеринга превышает текущее количество пользователей более чем в два раза.
По нашей оценке, к 2025 году рынок вырастет в 2,9 раза и достигнет 38,6 млрд рублей. Драйверами роста рынка станут активное развитие кикшеринга в городах присутствия и выход в города с численностью населения 100+ тыс., в настоящее время неохваченные кикшерингом.
Ожидается, что дальнейшее развитие рынка в городах присутствия будет происходить за счет увеличения количества пользователей, а также за счет роста количества поездок на одного пользователя.
К 2025 году количество пользователей в России достигнет 32,5 млн человек, превысив показатели 2022 года на 109%.
Среднее количество поездок на одного пользователя за сезон вырастет на 56% до 10,1 против 6,5 поездок в 2022 году.
Общее количество поездок в 2025 году составит 329 млн штук, превысив уровень 2022 года в 3,3 раза.
Парк самокатов к 2025 году увеличится на 129% к уровню 2022 года и составит 439 тыс. штук. Количество самокатов в среднем по России на 1000 жителей при этом увеличится до 3.
10. Историческая ретроспектива
2018 год
Первые кикшеринги запустились в 2018 году в Москве внутри каршеринговых компаний Делимобиль и YouDrive. Сервис Делисамокат начал работу с 25 точек выдачи и возврата, расположенных рядом с метро, и 1000 самокатов. Кикшеринг работал по станционной модели с почасовой и суточной тарификацией (100 рублей в час, 450 рублей в день).
Кикшеринг YouDrive lite стартовал с 200 самокатами, а к концу сезона увеличил парк до 500 электросамокатов и сообщал о 75 000 аренд за 2018 год. Сервис работал по бесстанционной модели (аренду можно было завершить на городских велопарковках) и с поминутной тарификацией (5 рублей в минуту).
Делисамокат через год закрылся, а YouDrive lite существует до сих пор под названием «lite». Lite перестал быть частью каршеринга (который теперь называется Ситидрайв) и работает в 50 городах, в числе которых Москва, Екатеринбург, Архангельск, Сочи и Владикавказ.
В августе 2018 года в Розе Хутор основатель еще одного каршеринга, UrentCar, Андрей Колесник запустил проект UrentBike – сервис по аренде велосипедов в Анапе и Сочи. Через несколько месяцев в UrentBike для аренды стали доступны и электросамокаты.
2019 год
Whoosh начал разработку собственной платформы и электроники для шеринга средств микромобильности.
Запуск первых кикшерингов не привел к взрывному росту индустрии, но в 2019 году начали появляться новые компании, а уже существующие продолжили развитие.
Весной 2019 года в Москве заработал кикшеринг Whoosh. На старте сервис предлагал около 200 самокатов с тарифом 5 рублей в минуту и зоной завершения аренды на городских велопарковках внутри Бульварного кольца.
В день официального начала работы Whoosh рассказал о привлечении инвестиций в размере миллиона долларов, а к концу сезона кикшеринг нарастил парк до 1000 самокатов, ввел динамическое ценообразование, открылся в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Сочи и расширил зону парковок и поездок в Москве.
Юрент, выделившийся из UrentBike, в 2019 году занял лидирующие позиции на юге России (Сочи, Адлер, Краснодар и курортные города побережья), первым из крупных игроков запустил самокаты со сменной батареей. Парк расширился до 2500 самокатов и 1500 велосипедов.
2020 год
В 2020 году рост кикшеринга заметно ускорился: начался активный запуск новых сервисов и открытие новых городов.
В январе основатели каршеринга Карусель привлекли 25 миллионов рублей на запуск кикшеринг-сервиса.
Продолжили рост и крупные игроки. В начале июня сервис Юрент запустился в Москве, а через несколько недель привлек 150 миллионов рублей от основателей сервиса “Сравни Такси” Андрея Азарова и Михаила Гейшерика и ряда частных инвесторов. Парк сервиса увеличился до 15 000 самокатов, он начал работать в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде и в нескольких городах Московской области. В августе 2020 года самокаты Юрент появились в приложении агрегатора такси и каршеринга Ситимобил.
Кикшеринг Whoosh за 2020 год увеличил парк до 10 000 единиц, открылся в Краснодаре, Екатеринбурге, Тюмени, Уфе, Казани, Калуге, Туле и Воронеже.
В мае 2020 в Санкт-Петербурге запустился локальный кикшеринг Molnia. Сервис начал работу по бесстанционной модели в центральном районе города. Стоимость аренды составляла от 45 рублей за старт + 4 рубля в минуту. В 2022 году сервис все еще существует.
2021 год
К 2021 году потенциал развития индустрии стал уже очевидным, это привело к нескольким крупным инвестиционным сделкам на рынке.
В феврале 2021 года Whoosh завершил инвестиционный раунд на 1,9 млрд рублей, по результатам которого было привлечено около 500 млн руб от инвестиционного фонда и первое долговое банковское финансирование. А Юрент в марте привлек 250 млн рублей от фонда Sistema SmartTech. Также в 2021 году компания привлекла еще 400 млн рублей от частных инвесторов и финансирование в виде займов от структур Сбербанка на лизинг для покупки электросамокатов.
Привлеченные компаниями средства планировалось потратить на увеличение парка самокатов и запуск новых городов. Так, парк самокатов в 2021 году вырос на 200-230% по сравнению с прошлым сезоном, а количество городов, в которых есть сервисы шеринга самокатов, увеличилось с 60 до 90 (с учетом городов-спутников).
В конце 2021 года стало известно, что кикшеринг Whoosh запускается в Европе и появится в Португалии в феврале 2022 года. Помимо Португалии сервис планировал запуск еще в шести странах, а общий бюджет европейского запуска оценивался в 20 млн долларов.
Всего за 2021 год на самокатах Whoosh совершили 26 млн поездок, аудитория сервиса составила 6,1 млн пользователей. Согласно отраслевому отчету компании Б1, доля компании – 47% от общего количества совершенных поездок, весь рынок оценен в 55 млн поездок. По выручке доля компании составляет около 46%, Whoosh занимает лидирующую позицию.
Важным событием стал запуск кикшеринга от Яндекса в июле 2021 года. Слухи о том, что Яндекс запустит сервис шеринга самокатов, появились еще в 2019 году, когда стало известно о покупке компанией нескольких тысяч электросамокатов. На старте самокаты Яндекс Go работали только в центральных районах Москвы, а в октябре появились в Краснодаре. Арендовать самокат можно было по цене от 6 рублей в минуту + 50 рублей за старт.
В декабре 2021 в Азербайджане по франшизе открылся кикшеринг lite. Кикшеринг работал круглый год, аренда самоката обходилась на старте примерно в 43 рубля за разблокировку + около 6,5 рублей за минуту проката.
В октябре 2021 Ассоциация операторов микромобильности провела в Москве первую всероссийскую конференцию отрасли кикшеринга. На съезде обсуждали регулирование, инфраструктуру и дальнейшее развитие отрасли.
В дискуссии первого блока было отмечено, что в 2021 году кикшерингам удалось в сотрудничестве с Дептрансом Москвы урегулировать вопросы с размещением и распределением самокатов. Были введены медленные зоны, в которых скорость электросамокатов автоматически снижается до 5-15 км/ч., благодаря чему поездки стали безопаснее.
Представители компаний рассказали, что инфраструктура — важный драйвер развития кикшеринга (например, появление одной велодорожки повышает количество поездок в 5 раз). Из тенденций на будущее ожидалось развитие сегмента транспорта «последней мили» и появление новых видов транспорта в шерингах (например, электровелосипедов).
Во втором блоке поделились опытом и тенденциями рынка представители европейских кикшеринговых сервисов. Так, в Европе пандемия увеличила потребность в микромобильности, а потому электросамокаты становятся экологичным и комфортным дополнением для городских маршрутов с потенциалом для интеграции с общественным транспортом.
В третьем блоке конференции главной темой стали поправки в ПДД, определяющие статус самоката: требования к СИМ, их положение на проезжей части и тротуарах, ограничения скоростного режима в различных зонах, оптимальное количество самокатов для операторов и обязательные требования к работе существующих и новых операторов. Поправки готовились с 2020 года, долгое время они были заморожены из-за конфликта ведомств, но в итоге были приняты в октябре 2022 года.
11. Заключение
Рынок аренды электросамокатов в России показал уверенный ростк 2021 году в деньгах, флоте и росте пользовательской базы, подтвердив прогнозы прошлогоднего исследования.
Несмотря на текущую обстановку, есть все предпосылки для дальнейшего роста рынка и распространения сервисов микромобильности в России.
Потенциал рынка еще не исчерпан, компании активно привлекают финансирование для увеличения флота и экспансии в 2023 и последующих годах.